Понятия ландшафтного дизайна

Что же такое ландшафтное проектирование, да и зачем оно нужно? Попробуем разобраться.

Главная цель ландшафтного про­ектирования:

  • создание бла­гоприятной для человека простран­ственной среды, обладающей всеми необходимыми функциональными, эсте­тическими и экологическими свойствами.

В его основе лежит целенаправленное преобразование тех или иных природных ландшафтов. Но для этого надо заранее и возможно точнее представить себе, в каком направ­лении будут меняться при этом все их составляющие. Недостаточно оценивать ландшафтную ситуацию лишь с точки зрения пейзажных достоинств, необходимо проанализировать физико-гео­графическую структуру местности, которая имеет не меньшее значение для архитектора, чем природно-климатические данные. Физико-гео­графическая структура местности зачастую определяет закономерности размещения объекта, его содержание, внешний вид, условия развития.

Прежде, чем погружаться в пучину ландшафтного дизайна, неплохо было бы познакомиться и раскрыть содержание основных ландшафтных понятий.

Ландшафт - природно-территориальный комп­лекс, ограниченный естественными рубе­жами и характеризуемый определенным внешним обликом; местность, обладаю­щая однотипным геологическим строе­нием, рельефом, климатом и специфиче­ским сочетанием гидрогеологических условий, почв и биоценозов.

Биоценоз - совокупность расте­ний животных и микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема. Биоценозы являются составной частью биогеоценоза — комплекса живых и неживых компо­нентов участка земной поверхности с однородными природными условиями, все составные части которого связаны между собой обменом веществ и энергии.

Природные ландшафты принято под­разделять на более мелкие природно-­территориальные комплексы.



Виды природно-­территориальных комплексов:

  1. местности — отдельные ландшафт­ные участки, характеризуемые каким-то одним типом рельефа или общностью геологического происхождения (так, в составе холмисто-моренных ландшаф­тов выделяются платообразные возвы­шенности, а также крупно-, средне- и мелкохолмистые возвышенности; в речной долине выделяются два типа местностей — поймы и надпойменные террасы);
  2. урочища - более мелкие ландшафтные участки, определяемые главным образом рель­ефом и микрорельефом, родом почвы, растительными формациями (это, напри­мер, низинные луга, сосновые боры, развитые овражные системы, отдельные возвышенности и т.д.);
  3. фация - самая мелкая ландшафтная единица, которая выявляется лишь при крупно­масштабной съемке (например, березовая роща, холм, влажное блюдце­образное понижение в степи).

В настоящее время абсолютно нетро­нутых, девственных природных ланд­шафтов, строго говоря, не осталось. Однако на практике этот термин широко употребим как противоположный антро­погенному. Здесь нужно подчеркнуть то, что он не преобразован человеком радикально и обладает в основном естественным саморазвитием (например, долина горной реки, крупный лесной массив в пригородной зоне).

Gorod Land 400

Антропогенный ландшафт - Gorod Land 400
Антро­погенный ландшафт отличается тем, что в его формировании решающую роль сыграла хозяйственная деятель­ность человека, например создание сельскохозяйственных угодий, городской застройки. Важнейшую разновидность антропо­генного ландшафта представляет куль­турный ландшафт, т. е. такой, который создан целенаправленно и отли­чается благоприятными для человека функциональными и эстетическими свойствами (в отличие от ландшафтов акультурных — пустырей, нарушенных добычей полезных ископаемых террито­рий, гибнущих под влиянием химических загрязнений лесов, зараженных сточны­ми водами рек, озер и др.).

Среди разновидностей культурных ландшафтов особое значение имеет дня градостроительного и ландшафтного проектирования городской ландшафт. Он характеризуется сложным взаимосвя­занным сочетанием не только природ­ных, но и искусственных компонентов. Это жилые, общественные и производ­ственные здания, хозяйственные, инже­нерные, транспортные, энергетические сооружения, все элементы благоустрой­ства на улицах и площадях, во дворах, в садах и парках и т. д. Хотя каждый городской ландшафт имеет свои разме­ры, границы, он представляет собой не изолированное явление, а развивается как часть окружающей его среды, как составной элемент ландшафта более высокого порядка — агломерации горо­дов, взаимосвязанной системы расселе­ния, региона. Вместе с тем ландшафт города сам неоднороден и состоит из ряда составляющих: селитебные терри­тории, промышленные районы, курорт­ные или рекреационные зоны и т. д. Важ­ную роль играет представление о взаимо­связанном единстве основных природ­ных и антропогенных ландшафтных составляющих. Только оно и может обеспечить благоприятную для населе­ния города экологическую среду.

Ввиду того что ландшафтная подосно­ва города физически неоднородна и определена естественными территори­альными членениями, рубежами, одного выделения функционально-ландшафт­ных единиц (селитьба, промышлен­ная зона и т. д.) недостаточно для того, чтобы со всей полнотой охарактеризо­вать структуру городского ландшафта. В каждом городе в зависимости от рельефа местности, наличия водоемов и водотоков, характера почвенного и растительного покрова может быть выделено несколько локальных ланд­шафтных районов и подрайонов.

Характер и степень преобразования природного ландшафта наличие много­этажной или малоэтажной усадебной застройки, плотность дорожной, уличной сети, включение в застроенный массив города крупных открытых пространств типа парков, лесопарков, водоемов, возвышенностей или их отсутствие — все эти характеристики предопределяют тот или иной вид городского ландшафта и его пространственную структуру.

Виды ландшафтов, окружающих города, по виду использования:

  1. сельскохозяй­ственные (возделанные поля, плодовые сады и др.),
  2. лесные (лесные массивы естественного характера, лесопарки, молодые посадки),
  3. пойменно-луговые,
  4. «техногенные» (коммунально-хозяйст­венного назначения, водохранилища, места разработок полезных ископаемых, свалки, территории внешнего транс­порта).

Конечно, немного скучновато читать заумные определения, но без этого - никуда... Просто в дальнейшем не поймешь о чем речь ведется.